Очень рада, что вы заглянули!

! Сегодня

8 класс химия

2022-2023 учебный год

07.09 ( для учащихся 8а-8д классов)

Тема урока: Агрегатное состояние веществ. Чистые вещества и смеси.

Здравствуйте ребята. Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока. 

Перейдите по ССЫЛКЕ и посмотрите видеофрагмент урока. Запишите в тетради ответ на вопрос:

В каких агрегатных состояниях могут находится вещества?

Переходим ко второму вопросу  темы урока.

Внимательно прочитайте теоретический материа. Запишите в тетрадь все определения.

                     1. Понятия «смесь», «компонент», «примесь»

В повседневной жизни каждый из нас сталкивается со множеством смесей веществ, имеет дело не только с чистыми, но и загрязненными веществами. Важно уметь различать данные понятия и уметь определять по конкретным признакам, с чем имеешь дело: чистым или загрязненным веществом, индивидуальным веществом или смесью веществ. Ведь человек хочет употреблять только ту воду, которая не содержит вредных примесей. Дышать мы хотим воздухом, не загрязненным вредными для здоровья газами. В медицине и производстве лекарственных препаратов проблема получения и использования чистых веществ особенно актуальна.

 

Смесь – это то, что образуется при перемешивании двух и более различных по свойствам веществ.

 

Вещества, составляющие смесь, называют компонентами. Например, воздух – смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других.

 

Если масса одного компонента в десятки раз меньше массы другого компонента смеси, то его называют примесью

Говорят, что вещество загрязнено. Например, воздух может быть загрязнен угарным газом, продуктом неполного сгорания органических соединений, в частности бензина. Кстати, бензин – это смесь органических веществ – углеводородов.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СМЕСЕЙ

Смеси отличаются друг от друга по внешнему виду. Например, соленая вода (смесь поваренной соли и воды) и смесь речного песка и воды. В первом случае нельзя увидеть границы раздела фаз твердое-жидкое. Такую смесь называют однородной (или гомогенной). Другими примерами однородных смесей являются уксус (смесь уксусной кислоты и воды), воздух, сахарный сироп.

 

Смесь речного песка и воды относят к неоднородным (или гетерогенным) смесям, т.к. состав такой смеси неодинаков в разных точках объема. Неоднородными являются смеси глины и воды, бензина и воды.

 

В основном, всё, что нас окружает, – это смеси веществ. Более того, веществ, абсолютно не содержащих примесей, не бывает.

 

Но принято говорить об относительной чистоте вещества, т.е. вещества имеют разную степень чистоты.

 

                              2. Степень чистоты вещества

Если примеси не обнаруживаются при использовании вещества в технических целях, то вещество называется технически чистым. Например, вещество, из которого делают фиолетовые чернила, может иметь в своем составе примеси. Но если эти примеси никак не влияют на качество чернил, то оно - технически чистое.

 

Если примеси не обнаруживаются с помощью химических реакций, то вещество относят к химически чистым. Например, это дистиллированная вода.

 

        3. Признаки индивидуальности вещества

Чистое вещество иногда называют индивидуальным веществом, т.к. оно обладает строго определенными свойствами. Например, только дистиллированная вода имеет температуру плавления 0С, температуру кипения 100С и не имеет вкуса и запаха.

 

А изменяются ли свойства веществ в смеси? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем простой опыт. Смешаем порошки серы и железа. Мы знаем, что железо притягивается магнитом, а сера – нет. Сохранило ли железо свое свойство после смешения с серой?

Подействуем магнитом на смесь порошков серы и железа. Мы видим, что железо в смеси с серой не утратило способности к намагничиванию.

 

 Теперь нам необходимо записать в тетрадь определения важных понятий по теме занятия.

Смесь – система, состоящая из двух или более веществ (компонентов).

Гомогенная однородная система, химический состав и физические свойства которой во всех частях одинаковы или меняются непрерывно (между частями системы нет поверхностей раздела).

Гетерогенная неоднородная система, состоящая из однородных частей (фаз), разделённых поверхностью раздела. Однородные части (фазы) могут отличаться друг от друга по составу и свойствам.

Дисперсная фаза – совокупность мелких однородных твёрдых частиц, капелек жидкости или пузырьков газа, равномерно распределённых в окружающей (дисперсионной) среде.

Дисперсионная среда – непрерывная фаза (тело), в объёме которой распределена другая (дисперсная) фаза в виде мелких твёрдых частиц, капелек жидкости или пузырьков газа.

Домашнее задание: Выучите определения



06.09

Тема урока: Предмет химии. Вещества.

Здравствуйте ребята. 

Поздравляю вас с началом нового учебного года. В седьмом классе мы готовились с вами к изучению нового предмета во время уроков курса "Начала химии"

Сегодня мы будем повторять пройденный материал, а на следующий урок приготовьте тетради в клетку на 48 листов и конспекты за прошлый учебный год.

Предмет химия вводится в обучение довольно поздно – в 8 классе, когда вы уже получили первоначальные знания по природоведению, биологии, географии, физике. Предмет химии требует взрослого, серьёзного отношения. Он поможет вам глубже понять другие естественные дисциплины, так как без знаний о веществах представления об окружающем мире будут поверхностными.

Химия – это наука о веществах и законах, которым подчиняются их превращения. Те, кто создал эту науку, - вначале алхимики, затем врачи и аптекари, и, наконец, собственно химики – не щадили сил и здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть двери в неизведанное, получить новые вещества и материалы, необходимые людям. Химический микромир вмещает не меньше загадок, чем необъятный макромир. Кажется, что вещества живут своей особенной жизнью, таинственной и непостижимой. Какова роль человека в этом мире. Как достичь гармонии с окружающей природой – ответ на эти вопросы может дать химия.

  Что влечёт человека заниматься химией? Наверное, таинственная сила, заключённая в веществе. Она может быть и целебной, и страшной по своему разрушающему действию. Может подарить тепло и свет, но может погрузить во мрак и холод. А разве не интересны попытки соединить вместе несколько веществ? Что родится из смеси – новый материал, устойчивый к огню, кислотам и щелочам, непробиваемый снарядами спав, невиданная пищевая приправа?..

Давайте вспомним вместе:

Вещество – это то, из чего состоят физические тела.

Все окружающие нас объекты – это физические тела.

 Каждое вещество характеризуется индивидуальными физическими свойствами: цветом, запахом, агрегатным состоянием, температурой плавления, температурой кипения, плотностью, теплопроводностью, электропроводностью и др.

- Что  же такое свойства веществ?  

Признаки, которыми характеризуется конкретное вещество, называются свойствами веществ.

Свойства вещества - это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

Материал – вещество или смесь веществ, из которых изготавливается изделие.

Явления, при которых из одних веществ образуются новые вещества, называются химическими явлениями. Изучением таких  явлений и занимается химия.

Эти определения вам уже известны, нужно их помнить.

Устно выполните следующее задание....

Выберите      отдельно из приведённого списка названия тел и веществ:    ложка, алюминий, льдина, вода. Медь, кирпич, проволока, водород, снежинка, кристалл, сода, железо, кружка, сахароза, уголь, проволока.

Проверим, как вы справились, на следующем уроке.

Для закрепления этого материала предлагаю вам прочесть параграф 1  


2021-2022 учебный год

11.05

Тема урока: 

Составление формулы соединения по известным степеням окисления атомов

Здравствуйте ребята.
Запишите тему урока.
Посмотрите видеоурок ССЫЛКА
Запишите  опорный конспект (схема, примеры из данного урока)
 Выполни упражнения:

Упражнение 1. Определи степени окисления атомов элементов, входящих в состав веществ:

 AlCl3, H2Se, CaH2, SiF4, AlN, XeO4, LiH, SF6, NH3, NF3, N2O5, N2H4, O2F2, P4O10, I2O5, Ca2Si

 Упражнение 2. Составить формулы веществ по названиям:

  • хлорид кальция
  • оксид железа (III)
  • оксид азота (V)
  • хлорид серы (IV)
  • сульфид хрома (VI)
  • гидрид магния
  • карбид алюминия


 

04.05 и 05.05

Тема урока: Степень окисления

Здравствуйте ребята. Предлагаю вам посмотреть видеоурок по ССЫЛКА

Запишите определения и выучите к следующему уроку

1. Степень окисления

2. Запишите примеры определения степеней окисления по формулам из видеоурока.

28.04

Ионная связь

Здравствуйте ребята

Запишите тему урока

Посмотрите видеофрагмент ссылка

Запишите примеры образования ионной связи

Прочитайте параграф 56

Пройдите тест на повторение ранее изученного материала ССЫЛКА

 

27.04

Электроотрицательность элементов. Ковалентная связь

Здравствуйте ребята

Предлагаю вам посмотреть видеоурок по ССЫЛКЕ

Запишите ответы на следующие вопросы:

1. Виды связей. Определение

2. Механизм образования ковалентной полярной и ковалентной неполярной связей

3. Что такое электроотрицательность?

Прочитайте параграф 55,56

14.04

Тема урока: Периодическая система и химические свойства соединений

Здравствуйте ребята. 

Пройдите тест ССЫЛКА (тест выполнить сегодня!)

Повторите материал прошлого урока

1. В периоде слева направо:

1) Относительная атомная масса – увеличивается

2) Заряд ядра – увеличивается

3) Количество энергоуровней – постоянно

4) Количество электронов на внешнем уровне - увеличивается

5) Радиус атомов – уменьшается

6) Электроотрицательность – увеличивается

Следовательно, внешние электроны удерживаются сильнее, и металлические 

(восстановительные) свойства ослабевают, а неметаллические (окислительные) усиливаются.

В группе, в главной подгруппе сверху вниз:

1) Относительная атомная масса – увеличивается

2) Число электронов на внешнем уровне – постоянно

3) Заряд ядра – увеличивается

4) Количество энергоуровней – увеличивается

5) Радиус атомов - увеличивается

6) Электроотрицательность – уменьшается.

Следовательно, внешние электроны удерживаются слабее, и металлические (восстановительные) свойства элементов усиливаются, неметаллические (окислительные) - ослабевают.

Запишите следующие закономерности

3. Изменение свойств летучих водородных соединений:

1) в группах главных подгруппах с ростом заряда ядра прочность летучих

 водородных соединений уменьшается, а кислотные свойства их водных 

растворов усиливаются (основные свойства уменьшаются);

2) в периодах слева направо кислотные свойства летучих водородных

 соединений в водных растворах усиливаются (основные уменьшаются), 

а прочность уменьшается;

3) в группах с ростом заряда ядра в главных подгруппах валентность элемента

 в летучих водородных соединениях не изменяется, в периодах слева направо

 уменьшается от IV до I.

4. Изменение свойств высших оксидов и соответствующих им гидроксидов 

(кислородсодержащие кислоты неметаллов и основания металлов):

1) в периодах слева направо свойства высших оксидов и соответствующих 

им гидроксидов изменяются от основных через амфотерные к кислотным;

2) кислотные свойства высших оксидов и соответствующих им гидроксидов с

 ростом заряда ядра в периоде усиливаются, основные уменьшаются, прочность 

уменьшается;

3) в группах главных подгруппах у высших оксидов и соответствующих им 

гидроксидов с ростом заряда ядра прочность растёт, кислотные

 свойства уменьшаются, основные усиливаются;

4) в группах с ростом заряда ядра в главных подгруппах валентность элемента 

в высших оксидах не изменяется, в периодах слева направо увеличивается от I до VIII.

13.04


Тема урока: Периодическая система, химический характер элементов и свойства простых веществ.

Здравствуйте ребята! Продолжаем знакомство с закономерностями таблицы химических элементов. Прочитайте теоретический материал.

Периодичность означает повторение физических и химических свойств элементов и их соединений через определенные интервалы.

Например, щелочные металлы (элементы IА подгруппы) располагаются в таблице через каждые 8 или 18 элементов. Во всех атомах щелочных металлов на последнем электронном слое находится по 1 электрону, который они легко отдают, выступая в роли восстановителей. Элементы галогены располагаются в периодической системе в VIIА подгруппе, на внешнем слое в их атомах находится 7 электронов. Галогены – типичные неметаллы, сильные окислители, причем сходны состав и свойства образуемых ими не только простых, но и сложных веществ.

Следовательно, периодичность свойств элементов и их соединений обусловлена повторением электронных конфигураций атомов. В этом заключается физический смысл периодического закона.

В периодах с увеличением заряда ядра происходит последовательное увеличение числа электронов на внешнем уровне и уменьшение радиусов атомов. Рис. 1.

Рис. 1. Изменение радиуса атомов в периоде

Так как возрастает притяжение электронов к ядру, увеличивается относительная электроотрицательность. Металлические и восстановительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, убывают, все труднее становится атомам отдавать электроны. Неметаллические и окислительные свойства нарастают (Таблица 1).

Таблица 1. Некоторые свойства элементов второго периода и образованных ими веществ

Группа

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

1. Элемент, поряд. номер

3Li

4Be

5B

6C

7N

8O

9F

10Ne

2. Строение внешнего энергетического уровня

2s1

2s2

2s22p1

2s22p2

2s22p3

2s22p4

2s22p5

2s22p6

3. Радиус атома, нм

0,159

0,104

0,078

0,062

0,052

0,045

0,040

0,035

4. Относительная электроотрицательность

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5

4,0

-

5. Свойства простого вещества

Щелочной металл

Металл

Неметалл

Неметалл

Неметалл

Активный неметалл

Очень активный неметалл

Благородный газ

6. Окислительно-восстановительные свойства простого вещества

Сильный восстановитель

Восстановитель

Слабый окислитель

Слабый окислитель

Окислитель

Сильный окислитель

Очень сильный окислитель

Химически инертен

7. Кислотно-основные свойства высших оксида и гидроксида

+1

Li2O основный оксид

 

LiOH сильное основание

+2

BeO амфотерный оксид

 

Be(OH)амфотерный гидроксид

+3

B2O3 кислотный оксид

 

H3BO3 очень слабая кислота

+4

CO2 кислотный оксид

 

H2CO3 слабая кислота

+5

N2O5 кислотный оксид

 

HNO3 сильная кислота

-----

-----

-----

8. Свойства водных растворов газообразных водородных соединений

---

---

---

СН4

безразличные

NH3

основные

H2O

амфотерные

HF

кислотные

 

Изменение свойств элементов в группах

В главных подгруппах с увеличением заряда ядра атомов (сверху вниз) радиусы атомов увеличиваются, следовательно, электроотрицательность, окислительные и неметаллические свойства ослабевают.

Рассмотрим некоторые закономерности изменения свойств элементов и их соединений на примере элементов главной подгруппы II группы (Таблица 2). Во IIА подгруппе с увеличением заряда ядра сверху вниз увеличивается радиус атомов, т. к. при неизменном количестве внешних электронов увеличивается число занятых электронами энергетических уровней. Относительная электроотрицательность уменьшается. Свойства оксидов и гидроксидов этих элементов изменяются от амфотерных к основным.

Таблица 2. Некоторые свойства элементов IIА подгруппы и их соединений

Период

Элемент и поряд. номер

Строение внешнего энерг. уровня

Радиус атома, нм

Относительная электроотрицательность

Кислотно-основные св-ва оксида и гидроксида

2

4Be

2s2

0,104

1,5

BeO амфотерный

Be(OH)2 амфотерный гидроксид

3

12Mg

3s2

0,148

1,2

MgO основный

Mg(OH)2 основание средней силы

4

20Ca

4s2

0,169

1,0

CaO основный

Ca(OH)2 сильное основание

6

56Ba

6s2

0,206

0,9

BaO основный

Ba(OH)2 сильное основание

Для элементов VIIА подгруппы и их соединений наблюдаются те же закономерности (Таблица 3).

Таблица 3. Некоторые свойства элементов VIIА подгруппы и их соединений

Пе-риод

Элемент и поряд. номер

Строение внешнего энерг. уровня

Радиус атома, нм

Относит. электроотрицательность

Свойства водного раствора газообразного водородного соединения

2

9F

2s25

0,040

4,0

HF

кислота средней силы

3

17Cl

3s25

0,073

2,83

HCl

сильная кислота

4

35Br

4s25

0,085

2,74

HBr

сильная кислота

5

53I

5s25

0,105

2,21

HI

сильная кислота

Подведение итогов урока

На данном уроке была рассмотрена периодическая зависимость наиболее важных свойств атомов химических элементов и их соединений от зарядов ядер атомов. Вы узнали, как предсказать свойства элементов и образованных ими веществ на основании их положения в Периодической системе.

Домашнее задание:  Дать характеристику О и Al (по плану)

07.04

Тема урока: 

Характеристика химических элементов по их месту в периодической системе

Здравствуйте ребята.
Запишите в тетради тему урока
Перепишите план характеристики элемента.

ПЛАН

1. Название химического элемента, его символ.

2. Относительная атомная масса (округленно до целого числа).

3. Порядковый номер.

4. Заряд ядра атома.

5. Количество энергетических уровней.

6. Общее число электронов.

7. Число протонов и нейтронов в ядре атома.

8. Количество валентных электронов (на последнем энергетическом уровне).

9. Номер периода, в котором расположен химический элемент (малый или большой).

10. Номер группы и подгруппа, в котором расположен элемент (главная или побочная).

11. Схема строения атома (распределение электронов по электронным слоям).

12. Электронная конфигурация атома (электронная формула и графическая формула).

13. Химические свойства простого вещества (металл или неметалл).

14. Максимальная степень окисления.

15. Минимальная степень окисления.

16. Формула высшего оксида и его характер (кислотный, амфотерный, основной).

17. Формула высшего гидроксида и его характер (кислота, амфотерный, основание).

18. Формула летучего водородного соединения.

19. Восстановительные (металлические) свойства элемента по отношению к соседним элементам по периоду.

20. Окислительные (неметаллические) свойства элемента по отношению к соседним элементам по периоду.

21. Восстановительные (металлические) свойства элемента по отношению к соседним элементам по группе.

22. Окислительные (неметаллические) свойства элемента по отношению к соседним элементам по группе.

ОБРАЗЕЦ смотрите в прикрепленном документе на сайте гимназии в разделе "Домашнее задание"


06.04

урок в онлайн формате.

Периодический закон и электронное строение атомов

Пройдите по  ссылке  и посмотрите видеоурок.

Запишите ответы на вопросы:

Главная характеристика атома?

Современная формулировка периодического закона.


Домашнее задание: На отдельных листочках в клетку  запишите электронно-графические формулы элементов  фтор, магний, аргон, азот, хлор

31.03

Тема урока: Строение электронных оболочек атомов

Здравствуйте ребята.

Предлагаю вам проверить, как вы справились с домашним заданием . Пройдите по ССЫЛКЕ

посмотрите видеоурок до 17 мин., исправьте  ошибки, если вы их допустили.

Продолжаем урок. Запишите число и тему урока в ваших тетрадях. Вернитесь к видеоуроку. Запишите вместе с учителем электронно-графические формулы для элементов третьего периода.

Домашнее задание: Повторите все определения 

24.03

Тема урока:  Современная модель атома

Здравствуйте ребята.  

Начинаем наш урок с повторения материала  за 23.03. Вспомните все определения.  

Переходим к новой теме. Предлагаю вам   посмотреть видеоурок ССЫЛКА

Запишите в рабочую тетрадь всю информацию, предложенную  в данном уроке

Выучите все определения.

 Домашнее задание: Повторите параграф 52. Пройдите тест ССЫЛКА   до 28.03

23.03

Тема урока: Строение атома. Изотопы

Здравствуйте ребята. Запишите число и тему урока.

Предлагаю вам посмотреть видеоурок ССЫЛКА Используя данную информацию, запишите подробный конспект.

Прочитайте параграф 52.

Домашнее задание: выучить все определения.

17.03

Тема урока: Попытки классификации химических элементов. Понятие о семействах химических элементов

Здравствуйте ребята. На сегодняшнем уроке мы начинаем изучение новой темы.

Запишите в рабочих тетрадях число и тему урока.

Ум наш не может успокоиться

в разнообразии, он только там, где

подобие. Естественный метод состоит

в определении подобия и отличий.

Д. И. Менделеев

Попытайтесь ответить себе на следующие вопросы. Если не получается, найдите ответы в учебнике.

1) Что означает понятие «химический элемент»?

2) Кто ввел определение «химический элемент»?

3) Имеют ли одинаковое содержание понятия «химический элемент» и «простое вещество»?

4)На какие две группы по свойствам разделяют простые вещества?

5)На какие две группы можно разделить химические элементы?

Хронология открытия химических элементов.

В давние времена было известно десять элементов, которые образовывали определенные простые вещества: Карбон (углерод), Сульфур (сера), Феррум (железо), Купрум (медь), Аргентум (серебро), Аурум (золото), Станнум (олово), Плюмбум (свинец), Меркурий (ртуть), Стибий (стибий).

В средние века был открыт Висмут, мышьяк.

В XVII ст. люди узнали о существовании фосфора, азота, бериллия, водорода, вольфрама, иттрия, кислорода, кобальта, молибдена, марганца, магния, никеля, платины, стронция, титана, теллура, урана, хлора, циркония.

В первой, половине XIX ст. ученые открыли Алюминий, Бор, Бром, Ванадий, Иод, Иридий, Калий, Кальций, Кадмий, Лантан, Литий, Натрий, Ниобий, Осмий, Палладий, Рутений, Родий, Селен, Кремний, Тербий, Торий, Тантал, Фтор, Церий, Барий, Магний..

К 1869 году уже были известны 63 химических элемента.

• Что делать с информацией о большом количестве химических элементов?

Возникла необходимость их КЛАССИФИЦИРОВАТЬ


ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ СЛЕДУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ!

Впервые научное определение понятия «химический элемент» предложил Р. Бойль в 1661 году на первом съезде химиков в Карлсруэ.

«Доменделеевские попытки классификации элементов» - так в историко-химической литературе называют разные способы группирования элементов, которые предложены до 1 марта 1869 года. Сколько было таких попыток – можно ли назвать точное число?! Известный «Атлас графических форм периодической системы», составленный кандидатом химических наук И. А. Петровой, включает около 400 таблиц,100 разнообразных вариантов геометрических фигур и аналитических кривых. Экземпляр «Атласа» хранится в библиотеке Института истории природоведения и техники в г. Москве. К самым известным, интересным, весомым типам классификации принадлежат:

1. Триады Деберейнера

Йоганн Деберейнер - первый ученый, которому удалось установить некоторые закономерности в свойствах химических элементов и их соединений. Проанализировав известные в то время химические элементы на основании их свойств и характерных признаков, он предложил существование семейств элементов, которые содержали на то время по три элемента (триады). Первой триадой в 1817 г. были щелочноземельные металлические элементы Кальций, Стронций и Барий. Через 6 лет он установил еще две триады: щелочных металлических элементов (Литий, Натрий и Калий) и халькогенов (Сера, Селен и Теллур). Также он заметил, что в рамках этих триад относительная атомная масса среднего элемента приблизительно равняется среднему арифметическому масс первого и третьего. Позже было установлено, что характер классификации элементов значительно более сложен, но закон триад Деберейнера подготовил почву для систематизации элементов.

2. Октавы Ньюлендса

В 1864 году Джон Ньюлендс в первый раз расположил известные в то время химические элементы по возрастанию их относительных атомных масс. Он отметил, что в этом ряду периодически наблюдается появление химически подобных элементов. Пронумеровав элементы в этом ряду (элементы, которые имели одинаковые массы, имели и одинаковый номер) и, сопоставив номера со свойствами элементов, он сделал вывод, что каждый восьмой элемент является подобным по свойствам первому элементу, так же, как в музыке восьмая нота в октаве подобна первой. Свое открытие он назвал «закон октав»: номера подобных элементов отличаются на семь или на число, что кратное семи.

Таким образом, Ньюлендсом было впервые выдвинуто предположение о периодичности изменений свойств элементов. Однако, даже предложив введение порядкового номера элемента, Ньюлендс не смог обнаружить физического смысла в своем открытии. Однако в действительности открытие Ньюлендса в то время было одной из многих попыток классификации химических элементов и потому не привлекло особого внимания. После того как стали известны роботы Менделеева, англичане, патриотически настроенные, признали первооткрывателем периодичности своего соотечественника Ньюлендса, и в 1887 г. Лондонское Королевское Общество присудило ему медаль Деви «за открытие периодического закона химических элементов», хотя на пять лет раньше этой награды были удостоены Д.И. Менделеев и Л. Мейер.

3. Таблица Лотара Мейера

В 1864 году свою первую таблицу опубликовал немецкий химик Лотар Мейер. В нее входили 43 элемента из 63 известных в то время. Он расположил элементы по возрастанию отношения молярной массы вещества, которое образует элемент, к молярному объему. В этом отношении он наблюдал периодическое изменение, и такое расположение отвечало валентностям элементов и увеличению их относительных атомных масс. Но работа Мейера не имела систематического характера и не имела характер закона. В отличие он Менделеева, Лотар Мейер даже не заподозрил, что для некоторых элементов неправильно установлены атомные массы, что вносило определенные погрешности в его открытие и не давало общего понимания классификации химических элементов.

Запишите в виде тезисов полученную информацию.

При попытке классификации химические элементы объединяли в группы согласно их свойствам. Так были выделены семейства:

Щелочные металлы – 1 группа «А»: LiNaKRbCsFr

Щелочно-земельные металлы – 2 группа «А»: CaSrBaRa     

(BeMg – не входят в это семейство)

Галогены – 7 группа «А»: FClBrI

Инертные газы – 8 группа «А»: HeNeArKrXeRn 

Периодический закон, периодическая система химических элементов

 Посмотрите видеоурок ССЫЛКА

Запишите и выучите формулировку периодического закона

Домашнее задание: читать параграф 49,50

10.03

Тема урока: Вычисления по химическим уравнениям

Здравствуйте ребята. На сегодняшнем уроке будем решать задачи

Пройдите по  ССЫЛКА , посмотрите видеофрагмент, запишите пример задачи. 

Решите самостоятельно, используя образец.

Определите, какая масса и количество вещества кальция понадобится для получения оксида кальция, массой 140 г. Ca +O2→ CaО

Вычислите, какое количество вещества магния необходимо взять для полного его соединения с 4 г серы? Mg + S→ MgS

Запишите пример задачи с изображения. Проанализируйте ее решение.

Д/з. Решите задачи

Какой объем водорода (н.у.) выделится, если в реакцию вступает 4 моль алюминия с серной кислотой. Al + H2SO4 Al2(SO4)3 +H2

 

Какой объем водорода (н.у.) выделится, если в реакцию вступает 54 г алюминия с серной кислотой. Al + H2SO4 Al2(SO4)3 +H2



03.02

Тема урока: Соли (средние), их состав и название

Послушайте объяснение учителя по ССЫЛКЕ

 Для закрепления материала пройдите тест по ССЫЛКЕ

При прохождении теста используйте все опорные конспекты.

Прочитайте параграф 46. Выполните № 1,3 страница 159

02.02

Тема урока: Понятие об амфотерных гидроксидах

Посмотрите видеофрагмент по ссылке ССЫЛКА.  Запишите краткий конспект урока.

Домашнее задание: пройдите тест ссылка . Используйте опорные конспекты 1-3

 

11.11

Тема:    Относительная плотность газов. Расчеты по химическим формулам.

Здравствуйте ребята!

Продолжаем решать задачи, связанные с расчетами по химическим формулам. Повторите формулы для расчета количества вещества.

Посмотрите видеоурок   ссылка

Запишите   формулу     D =  M(x) / M(y)   и примеры двух задач, начиная с 3 минуты видеофрагмента.

Чтобы проверить себя пройдите онлайн-тест  по ссылке    

Тест будет доступен для прохождения до 20.00 12.11. Обратите внимание - после этого времени вы уже не сможете отправить мне ответ

Домашнее задание: повторить формулы, подготовиться к самостоятельной работе


10.11

Тема:  

Молярный объем газов. Вычисление объема газа при нормальных условиях.

Здравствуйте ребята!

Продолжаем решать задачи, связанные с расчетами по химическим формулам.

Формулы для расчетов у вас есть в конспекте. Повторите их.

Посмотрите видеофрагмент урока ссылка

Запишите в тетради задачи, которые рассмотрены в видеоуроке.

Решите задачи самостоятельно

Задача 1. Найдите объём азота (N2) количеством 2 моль.

Задача 2. Найдите количество вещества озона (O3) объёмом 67,2 л.                              

Задача 3. Рассчитайте, какой объем при нормальных условиях займет оксид углерода(IV) массой 5,6 г. 

Домашнее задание: учить формулы




Внимание!

Ссылка на задания школьного этапа предметных олимпиад     здесь



                                    2020-2021 учебный год

2 семестр

14.05

Тема урока: Решение задач

Повторите теоретический материал

- Понятие химической связи.

Ответ: Взаимодействие между атомами, приводящее к образованию устойчивой системы.

- Перечислите основные виды химической связи.

Ответ:

Химическая связь

                       ↓                                    ↓                                     ↓

ионная           ковалентная              металлическая

                                          (полярная связь,

                                          неполярная связь)

 Характеристика основных типов связи


Тип связи

Тип связываемых элементов

Вид

взаимодействующих частиц

Механизм образования связи

Ионная связь

металл-неметалл

ионы

Передача электронов от одного атома другому, образование ионов, электростатическое взаимодействие ионов

Ковалентная полярная связь

неметалл-неметалл

разные

атомы

Образование общих электронных пар, смещение общей пары к более электроотрицательному атому

Ковалентная неполярная связь

неметалл-неметалл

одинаковые

атомы

Образование общих электронных пар, размещение пары посередине между атомами

Познакомьтесь с теоретическим материалом по ССЫЛКЕ

Пройдите тест по теме "Степень окисления " ССЫЛКА

Тест выполнить до 17.00 17.05

Домашнее задание: Решить задачи

 1.     Найдите массу кислорода, который выделится при разложении 72 г воды.  (Ответ: 64г)

2.     Найдите объем водорода, который вступит в реакцию с 7 г азота N2, если в результате получается аммиак NH3. (Ответ:16,8 л)


07.05

Тема урока: Степень окисления

Здравствуйте ребята. Предлагаю вам посмотреть видеоурок по ССЫЛКА

Запишите определения и выучите к следующему уроку

1. Степень окисления

2. Запишите примеры определения степеней окисления по формулам из видеоурока.


30.04

Электроотрицательность элементов. Ковалентная связь

Здравствуйте ребята

Предлагаю вам посмотреть видеоурок по ССЫЛКЕ

Запишите ответы на следующие вопросы:

1. Виды связей. Определение

2. Механизм образования ковалентной полярной и ковалентной неполярной связей

3. Что такое электроотрицательность?

23.04

Подготовка к контрольной работе






 


09.04

Периодический закон и электронное строение атомов

Пройдите по ССЫЛКЕ и посмотрите видеоурок.

Запишите ответы на вопросы:

Главная характеристика атома?

Современная формулировка периодического закона.


Домашнее задание: Записать электронно-графические формулы элементов третьего периода


Строение электронных оболочек атомов

Здравствуйте ребята

Предлагаю вам подготовиться к первому уроку химии после каникул.

Повторите по вашему конспекту строение атома.

Посмотрите видеофрагмент по ССЫЛКЕ

Для любознательных ССЫЛКА

17.03

Тема урока:  Современная модель атома

Здравствуйте ребята.  

Начинаем наш урок с повторения материала  за 15.03  Посмотрите первый видеофрагмент ССЫЛКА.  (с начала и до 28 минуты) Задания и задачи из этого фрагмента не выполняете!

Особенно важно послушать объяснение учителя тем, кто не был на уроке.

Переходим к новой теме. Предлагаю вам   посмотреть видеоурок ССЫЛКА

Запишите в рабочую тетрадь всю информацию, предложенную  в данном уроке

Выучите все определения.

 Домашнее задание: Пройдите тест ССЫЛКА

10.03 и 12.03

Тема урока: Периодический закон, периодическая система химических элементов

Здравствуйте ребята.

Запишите тему урока в рабочие тетради.

Посмотрите видеоурок ССЫЛКА

Запишите и выучите формулировку периодического закона

Контрольное тестирование.

 

1. К щелочным металлам относятся элементы:
а) Na; б) Al; в) Ca; г) Li.

2. Натрий хранят под слоем:
а) керосина; б) воды; в) песка; г) бензина.

3. Самый активный среди элементов:
а) Li; б) Na; в) Сs; г) K.

4. Среда, характерная для раствора NaOH:
а) кислая; б) щелочная; в) нейтральная.

5. Установите соответствие:

Щелочной металл

Оксид

1) Na

а) Li2O

2) Li

б) Cs2O

3) Cs

в) Na2O

 

г) Na2O2

 

д) СsO2

6. Установите соответствие:

Оксид

Гидроксид

1) Li2O

а) NaOH

2) Rb2O

б) LiOH

3) Na2O

в) RbOH

4) K2O

г) KOH

7. К галогенам относятся:
а) Сl; б) Mn; в) Вr; г) Re.

8. Выберите среду, характерную для водного раствора НСl:
а) щелочная; б) кислая; в) нейтральная.

9. В основу классификации элементов Д.И.Менделеев положил:
а) массу; б) плотность; в) температуру.

10. Допишите предложение:
«Д.И.Менделеев расположил элементы в порядке…»

11. В перечне химических элементов Al, P, Na, C, Cu больше:
а) металлов; б) неметаллов.

12. Малые периоды – это:
а) 1; б) 2; в) 5; г) 7.

13. В главную подгруппу I группы входят:
а) Nа; б) Сu; в) K; г) Li.

14. В главной подгруппе с уменьшением порядкового номера металлические свойства:
а) усиливаются; б) ослабевают; в) не меняются.

 

03.03

Тема урока: Попытки классификации химических элементов. Понятие о семействах химических элементов

Здравствуйте ребята. На сегодняшнем уроке мы начинаем изучение новой темы.

Запишите в рабочих тетрадях число и тему урока.

Ум наш не может успокоиться

в разнообразии, он только там, где

подобие. Естественный метод состоит

в определении подобия и отличий.

Д. И. Менделеев

Попытайтесь ответить себе на следующие вопросы. Если не получается, найдите ответы в учебнике.

1) Что означает понятие «химический элемент»?

2) Кто ввел определение «химический элемент»?

3) Имеют ли одинаковое содержание понятия «химический элемент» и «простое вещество»?

4)На какие две группы по свойствам разделяют простые вещества?

5)На какие две группы можно разделить химические элементы?

Хронология открытия химических элементов.

В давние времена было известно десять элементов, которые образовывали определенные простые вещества: Карбон (углерод), Сульфур (сера), Феррум (железо), Купрум (медь), Аргентум (серебро), Аурум (золото), Станнум (олово), Плюмбум (свинец), Меркурий (ртуть), Стибий (стибий).

В средние века был открыт Висмут, мышьяк.

В XVII ст. люди узнали о существовании фосфора, азота, бериллия, водорода, вольфрама, иттрия, кислорода, кобальта, молибдена, марганца, магния, никеля, платины, стронция, титана, теллура, урана, хлора, циркония.

В первой, половине XIX ст. ученые открыли Алюминий, Бор, Бром, Ванадий, Иод, Иридий, Калий, Кальций, Кадмий, Лантан, Литий, Натрий, Ниобий, Осмий, Палладий, Рутений, Родий, Селен, Кремний, Тербий, Торий, Тантал, Фтор, Церий, Барий, Магний..

К 1869 году уже были известны 63 химических элемента.

• Что делать с информацией о большом количестве химических элементов?

Возникла необходимость их КЛАССИФИЦИРОВАТЬ


ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ СЛЕДУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ!

Впервые научное определение понятия «химический элемент» предложил Р. Бойль в 1661 году на первом съезде химиков в Карлсруэ.

«Доменделеевские попытки классификации элементов» - так в историко-химической литературе называют разные способы группирования элементов, которые предложены до 1 марта 1869 года. Сколько было таких попыток – можно ли назвать точное число?! Известный «Атлас графических форм периодической системы», составленный кандидатом химических наук И. А. Петровой, включает около 400 таблиц,100 разнообразных вариантов геометрических фигур и аналитических кривых. Экземпляр «Атласа» хранится в библиотеке Института истории природоведения и техники в г. Москве. К самым известным, интересным, весомым типам классификации принадлежат:

1. Триады Деберейнера

Йоганн Деберейнер - первый ученый, которому удалось установить некоторые закономерности в свойствах химических элементов и их соединений. Проанализировав известные в то время химические элементы на основании их свойств и характерных признаков, он предложил существование семейств элементов, которые содержали на то время по три элемента (триады). Первой триадой в 1817 г. были щелочноземельные металлические элементы Кальций, Стронций и Барий. Через 6 лет он установил еще две триады: щелочных металлических элементов (Литий, Натрий и Калий) и халькогенов (Сера, Селен и Теллур). Также он заметил, что в рамках этих триад относительная атомная масса среднего элемента приблизительно равняется среднему арифметическому масс первого и третьего. Позже было установлено, что характер классификации элементов значительно более сложен, но закон триад Деберейнера подготовил почву для систематизации элементов.

2. Октавы Ньюлендса

В 1864 году Джон Ньюлендс в первый раз расположил известные в то время химические элементы по возрастанию их относительных атомных масс. Он отметил, что в этом ряду периодически наблюдается появление химически подобных элементов. Пронумеровав элементы в этом ряду (элементы, которые имели одинаковые массы, имели и одинаковый номер) и, сопоставив номера со свойствами элементов, он сделал вывод, что каждый восьмой элемент является подобным по свойствам первому элементу, так же, как в музыке восьмая нота в октаве подобна первой. Свое открытие он назвал «закон октав»: номера подобных элементов отличаются на семь или на число, что кратное семи.

Таким образом, Ньюлендсом было впервые выдвинуто предположение о периодичности изменений свойств элементов. Однако, даже предложив введение порядкового номера элемента, Ньюлендс не смог обнаружить физического смысла в своем открытии. Однако в действительности открытие Ньюлендса в то время было одной из многих попыток классификации химических элементов и потому не привлекло особого внимания. После того как стали известны роботы Менделеева, англичане, патриотически настроенные, признали первооткрывателем периодичности своего соотечественника Ньюлендса, и в 1887 г. Лондонское Королевское Общество присудило ему медаль Деви «за открытие периодического закона химических элементов», хотя на пять лет раньше этой награды были удостоены Д.И. Менделеев и Л. Мейер.

3. Таблица Лотара Мейера

В 1864 году свою первую таблицу опубликовал немецкий химик Лотар Мейер. В нее входили 43 элемента из 63 известных в то время. Он расположил элементы по возрастанию отношения молярной массы вещества, которое образует элемент, к молярному объему. В этом отношении он наблюдал периодическое изменение, и такое расположение отвечало валентностям элементов и увеличению их относительных атомных масс. Но работа Мейера не имела систематического характера и не имела характер закона. В отличие он Менделеева, Лотар Мейер даже не заподозрил, что для некоторых элементов неправильно установлены атомные массы, что вносило определенные погрешности в его открытие и не давало общего понимания классификации химических элементов.

Запишите в виде тезисов полученную информацию.

При попытке классификации химические элементы объединяли в группы согласно их свойствам. Так были выделены семейства:

Щелочные металлы – 1 группа «А»: LiNaKRbCsFr

Щелочно-земельные металлы – 2 группа «А»: CaSrBaRa     

(BeMg – не входят в это семейство)

Галогены – 7 группа «А»: FClBrI

Инертные газы – 8 группа «А»: HeNeArKrXeRn 

Скачайте и посмотрите презентацию по  ССЫЛКЕ

Домашнее задание: 

Выполните упражнения.

1. В одну из естественных групп были объединены кислород, сера, селен. Напишите формулы оксидов и гидроксидов этих элементов и укажите их названия.

2. Напишите формулы соединений: карбоната рубидия (І), фторида лития (I), бромида цезия(І), оксида стронция (II), гидроксида кадмий(II), хлорида радия (II), гидроксида бериллия (II).

3.   Составьте уравнение реакций между веществами: рубидием и водой; серной кислотой и гидроксидом скандия; фосфорной кислотой и оксидом цезия; оксидом рубидия и водой, цезием и водой, гидроксидом стронция и азотной кислотой.

26.02

Подготовка к самостоятельной работе

Здравствуйте ребята.

Решим задачу

Пример 1. Найдите  массу  и объем кислорода (н.у.), который  необходим для полного сжигания  4г серы.

 1. Записываем условие задачи:

Дано:m(S)=4г

Найти:m(O2),  V(O2)

Решение:                    1.   Записываем уравнение горения серы

  2.  Записываем данные задачи в уравнение:

4г        х

S  +    O2   =  SO2

1моль     1моль  ( число молей равно коэффициенту перед формулой)

Находим количество известного  вещества( в данном случае – серы):

 Формула: n = m/M,  где n- количество вещества, моль

m – масса вещества, г

М – молярная масса вещества, г/моль

М(S) = 32 г/моль (из таблицы)

n(S)= 4г : 32г/моль = 0,125 (моль)

Записываем в виде пропорции соотношение реагирующих веществ:

n(S) : n(O2) = 1моль : 1моль

Находим количество искомого вещества – О2:

                               0,125 моль : х = 1моль : 1моль

                                       х = 0,125 моль

Находим массу кислорода по формуле:   m = n *M (O2) = 32г/моль

m(O2) = 0,125 * 32 = 4(г)

 Объем кислорода (V) найдем по формуле: V = n*Vm ,  где  Vm – молярный объем. Для любых газов( при н.у.) : Vm=22,4 л/моль

 V(O2) = 0,125 моль * 22,4 л/моль = 2,8(л)

  Ответ: V(O2) = 2,8 л   m(O2) = 4 г

Для подготовки к самостоятельной работе, предлагаю вам выполнить следующие задания. 

     1.  Вставьте в схемы химических реакций недостающие формулы веществ.
      1) ... + ...    = Mg(NO
3)2 + Н2О
      2) ... + ...   = MgCl
2 + Н2    
      3) ... + ...     = K
3РО4 + Н2О
      4) ... + ...    = Na
2S + Н2О

2.. Допишите уравнения возможных реакций:   

 СО2 + NaOH =    

 Н 2SO4  +  Na 2СО3=

Cu + Zn SO4 =

   NaOH  + Cu(ОН)2 =

  Zn + CuSO4 =

   Ca +  HCl =    

3. Для нейтрализации хлоридной кислоты ( HCl) количеством вещества 0,5 моль необходимо взять кальций гидроксид (Са(ОН) 2)     количеством вещества:

а/ 0.5 моль               б/ 0.25 моль      в/ 1 моль       г/ 1.5 моль

                   чтобы указать ответ реши задачу.

4. Вычислите объем водорода (Н2) н.у., который выделится в результате действия на раствор Н2SO4  алюминия массой 2,7г.

5. Для нейтрализации сульфатной кислоты ( H2 SO4) количеством вещества 1 моль необходимо взять натрий гидроксид (NaOH)         количеством вещества:

а/ 1 моль               б/  2 моль      в/ 0.5 моль       г/  4 моль

                       чтобы указать ответ реши задачу.

6. Вычислите массу осадка АgCl  , который образовался в результате взаимодействия      АgNО3 массой 17 г с излишком    HCl  .

17.02 8а,б,в

Тема урока: Генетические связи между классами неорганических соединений

Здравствуйте ребята.

 Посмотрите видеоурок ССЫЛКА

Запишите в рабочую тетрадь примеры схем и уравнений реакций к ним

Закрепление

Осуществить цепочку превращений: 

P ------ P2O5 --------- H3PO4 ------ Al PO4.

15.02. Урок проводится в очной форме

10.02 8в

12.02 8а и 8б

Тема урока: Решение расчетных задач

Посмотрите видеоурок  ССЫЛКА

Запишите в тетради пример решенной задачи

Пройдите по ССЫЛКЕ

Запишите алгоритм и примеры решенных задач.

Домашнее задание: решить №5 стр. 148 и №5 стр.155

03.02

Тема урока: Соли (средние), их состав и название

Послушайте объяснение учителя по ССЫЛКЕ

Запишите опорный конспект № 4


Для закрепления материала пройдите тест по ССЫЛКЕ

При прохождении теста используйте все опорные конспекты.

01.02 Урок проводится в очной форме

Тема урока: Понятие об амфотерных гидроксидах

Посмотрите видеофрагмент по ссылке ССЫЛКА

Домашнее задание: пройдите тест ссылка . Используйте опорные конспекты 1-3

27.01 и 29.01

Тема урока: Свойства кислот. Ряд активности металлов

Здравствуйте ребята.

Сегодня мы должны детально разобраться в общих свойствах кислот.

Предлагаю вам внимательно посмотреть видеоурок ССЫЛКА

Запишите все примеры уравнений, которые будут в видео.

Проверьте себя, выполнив самостоятельно  № 4,5 стр. 155

25.01 Урок проводится в очной форме

Тема: Кислоты

Опорный конспект №3 "Кислоты"


д.з. п. 44 № 2,3 стр. 152

20.01 8-А, Б, В класс

 Тема:  Свойства оснований

Здравствуйте ребята. Продолжим знакомство с характеристикой оснований. Для работы на сегодняшнем уроке используйте конспект №2 "Основания"

1. Выполните письменно тесты - стр.145

2. Запишите уравнения реакций по схемам  №2 стр. 144

Домашнее задание

п.41,42 схема №8 стр.139 (Записать в тетрадь) 

18.01 8 А,Б,В

Тема: Основания

Урок проводится в очном режиме

Опорный конспект №2 "Основания"




13.01 8-В класс

15.01 8-А и 8-Б классы

Тема:  Свойства оксидов.   Использование оксидов

Здравствуйте ребята. Продолжим знакомство с характеристикой класса Оксиды. Для выполнения заданий используйте опорный конспект №1 "ОКСИДЫ"

Задание 1. Выполните тесты на странице 136

Задание 2. Осуществите превращения, для этого закончите уравнения реакций  

Cu -- CuO -- CuSO4

Сu + .....  = CuO

CuO + .... = CuSO4

Ответьте письменно на вопрос 5 стр. 135

Запишите в тетради схему № 4 стр. 134

Д/З выучить опорный конспект №1, решить № 2 стр. 135

11.01 Тема урока: Оксиды: состав, названия.  Классификация

Урок проводится в очном режиме

Опорный конспект №1 "ОКСИДЫ"



1 семестр

23.12 и 25.12 Решение расчетных задач

Здравствуйте ребята!

Сегодня заключительный урок в 1 семестре и в этом году. Мы заканчиваем изучение темы "Водород. Вода. Растворы". 

Тема урока: Решение расчетных задач.

Я вам предлагаю записать несколько примеров задач на растворы.

Задача №1. Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько г марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора? (Ответ: 40 г.)


Задача №2. При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора марганцовки. Сколько граммов каждого раствора взяли?

Можно ли решить эту задачу так быстро?

О чем говорится в этой задаче? (о растворах)

Что происходит с растворами? (смешивают)

Решение:

Раствор%-е содержаниеМасса раствора (г)Масса вещества (г)

1 раствор
2 раствор

10% = 0,1
30% = 0,3

х
200-х

0,1х
0,3(200-х)

Смесь

16% = 0,16

200

0,16 · 200

0,1х + 0,3(200-х) = 0,16 · 200
0,1х + 60 – 0,3х = 32
-0,2х = -28
х = 140
140 (г) – 10% раствора
200 – 140 = 60 (г) - 30% раствора.

Ответ: 140 г, 60 г.

Задача №3. Какое количество воды и 80%-го раствора уксусной кислоты следует взять для того, чтобы приготовить 200 г столового уксуса (8%-ый раствор уксусной кислоты.)

Решение:

Раствор

%-е содержание

Масса раствора (г)

Масса вещества (г)

Уксусная кислота
Вода

80%=0,8
0%=0

х
200-х

0,8х
0

Смесь

8%=0,08

200

0,08 · 200

0,8х = 0,08 · 200
0,8х = 16
х = 16 : 0,8
х = 20
20 (г) – уксусной кислоты
200 – 20 = 180 (г) – воды.

Ответ: 20 г, 180 г

задача 4 .

Какой объем воды надо прилить к 0,5 г сахара, чтобы получить 1 %-ный раствор? Ответ: 45,5 мл;

  1. 1) m (сахара) = 0,5 г
    (cах.) = 0,01 (1 %) 


    V(Н2О) = ?

    1) m (р-ра) В 100 г р-ра – 1 г сахара
    х - 0,5 г сахара
    2) m (H2O) = 50 – 0,5 = 45,5 г
    45,5 г 
    3) V(Н2О) = ------------ = 45,5 мл 
    1 г/мл 
    Ответ: V(Н2О) = 45,5 мл

Задача 5.К 150 г 20 %-ного раствора соляной кислоты прилили 200 мл воды. Каково процентное содержание соляной кислоты во вновь полученном растворе? Ответ: 0,086 (8,6 %).;

m (p. HCl) = 150 г 
 (HCl) = 0,2 (20 %) 
V(Н2О) = 200 мл


 (HCl) = ?

m (HCl) = 150 г х 0,2 = 30 г
m (p-ра) = 150 г + 200 г = 350 г
m (H2O) = 200 мл х 1 г/мл = 200 г
30 г 
 (HCl) = ------------------= 0,086 (8,6 %)
350 г 
Ответ:  (HCl) = 0,086 (8,6 %).

Задача 6. К 120 г 1 %-ного раствора сахара прибавили 4 г сахара. Каково процентное содержание сахара во вновь полученном растворе? Ответ: 0,042 (4,2 %).;

m (p. сахара) = 120 г 
= 0,01 (1 %) 
m(сахара) = 4 г 


 (сахара) = ?

m(сахара) = 120 г х 0,01 = 1,2 г
m(всего сахара) = 1,2 + 4 г = 5,2 г
m (р-ра) = 120 г + 4 г = 124 г
5,2 г 
 (cахара)= -------------- = 0,042 (4,2 %)
124 г
Ответ: 0,042 (4,2 %).

До свидания, ребята! Хороших вам каникул!

21.12 Пр. раб. №3. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей р. вещества 

Урок проводится в очном режиме 

16.12 Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Растворы.Определение массовой доли растворенного вещества в растворе.

Здравствуйте  ребята.

Запишите в тетради число и тему урока.

Откройте учебники - параграф 33. Найдите и запишите ответы на следующие вопросы:

1. Что такое растворы?

2. Чем отличаются суспензии от эмульсий?

3. Как классифицируются вещества по растворимости в воде?

Запишите определения со страницы 112.

Решите задачи ССЫЛКА  и отправьте ответы до 20.00   18.12 


14.12. Урок проводится в очном режиме

11.12 Вода. Свойства воды. Способы очистки

Вода - самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на земле. И действительно попробуем представить себе, что вода внезапно исчезла с поверхности земли. Как бы выглядела наша планета?

Вода - самое распространённое на Земле вещество. Она заполняет впадины земной поверхности, образуя моря и океаны. На их долю приходится 95,7%. 2,14% воды находится в реках и озёрах. Громадными массами снега и льда она покрывает полярные страны и вершины гор. 2,14% воды заключено в горных ледниках и ледниках Арктики и Антарктики. Тучи, облака, туман - это тоже вода, содержащаяся в атмосфере - 0,0005%.

 В.И. Вернадский говорил: "Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества - минерала, горной породы, живого тела, которое её не заключало бы. Всё земное вещество ею проникнуто и охвачено".

Формула воды - Н2О.

Такая короткая запись, а сколько трудов положено учеными разных стран, чтобы установить состав воды. Очень долгое время считалось, что вода - это элемент, пока однажды французский ученый Антуан Лоран Лавуазье не пропустил водяные пары через раскаленный ружейный ствол и не разложил воду на составные элементы - водород и кислород, тем самым доказав, что вода - это сложное вещество. А английские ученые Генри Кавендиш и Джозеф Пристли синтезировали воду, сжигая водород в кислороде, тем самым подтвердив состав воды.

Прочтите параграф 31. Ответьте устно на вопросы в конце параграфа

Поработайте с текстом параграфа 32. Выпишите в конспект химические свойства воды.

Д/З подготовьтесь к устному опросу

07.12 Урок проводится в очном режиме

04.12 Контрольная работа №1

Внимание! Работу выполняете на двойных листах в клетку. Задания не переписываем. Выполненные работы приносите в понедельник 07.12

Четвертое декабря

Контрольная работа №1

Вариант (считаем от окна)

1 вариант

2 вариант

 

1.     Дать определение, 2–3 примера:

простое вещество

2.     Выписать формулы оксидов, назвать их, определить валентность по формуле: ZnO,  HCl,  MgO,  SO2,  P2O5,  NaCl,  Al2O3

3.     Составить уравнение реакции, назвать полученное вещество, указать тип реакции:
Cu + O2 =
P + O2 =

4.     Найти массовую долю элементов:  CaCO3

5.     Написать реакции горения   а) серы(IV),   б) магния, в) сероводорода Н2S

6.       Рассчитать массу, объем и число молекул  2,5 моль кислорода.

 

 

1.           Дать определение, 2  примера:

 реакции соединения  

2.          Выписать формулы оксидов, назвать их, определить валентность по формуле:

N2O,  SO3,  H2S,  Fe2O3,  Na 2O ,  N2O5

3.           Составить уравнение реакции, назвать полученное вещество, указать тип реакции:
Mg + O2 =
C + O2 =

4.          Найти массовую долю элементов:  NaNO3

5.          Написать реакции горения 

а)   фосфора (V),  б) кальция, в) метана СН4

          6.     Рассчитать массу, объем и число молекул  2,5 моль  озона.

 


02.12 Воздух, состав воздуха

Здравствуйте ребята.

Начнем наш урок с просмотра занимательного урока ССЫЛКА 

Запишите в тетради - состав воздуха

Подготовка к самостоятельной работе.

Выполните предложенные ниже задания. 

1.Найти фразы, в которых говориться о веществе.

1.     Перевозят сжиженный кислород в баллонах под давлением 15 МПа.

2.     Органические вещества содержат кислород.

3.     Температура кипения жидкого кислорода равна -1830С.

4.     Кислород при нагревании энергично реагирует  со многими веществами.

2. Написать формулы оксидов по их названию: а) оксид серы (IV), б) оксид свинца (II), в) оксид калия,

3.Определить валентность элемента в оксиде:   N2O5,CO2AL2O3

4. Выписать формулы оксидов металлов: KOHCuOH2SH2SO4 , CO2 , Na2SiO4 , FeOMnO2   5. Рассчитать массу  3,5 моль кислорода.

6. Написать реакции горения а) серы, б) фосфора, в) магния, г) кальция, д) углерода

20.11

Здравствуйте ребята.

Вы выполнили самостоятельную работу, получили определенное количество баллов, которые самостоятельно перевели в оценку. Теперь посмотрите, где ваши ошибки и обратите внимание на эти вопросы.

Сегодня мы начинаем новую тему "Кислород.Горение". 

Запишите в тетрадях число и тему урока

Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе. Получение. Свойства

В ходе урока мы должны рассмотреть следующие вопросы

ПЛАН

1. Общая характеристика химического элемента кислорода на основе его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева.

2. Нахождение в природе: общее содержание в земной коре, содержание в атмосфере, в живой и не живой природе.

3. История открытия кислорода (найдите дополнительную информацию самостоятельно)

4.Получение кислорода

5. Кислород – простое вещество. Физические свойства кислорода

6. Химические свойства кислорода

                               Характеристика

      Символ — О

      Положение в ПСХЭ — VI группа (А), II период, Порядковый номер — 8.

      Химическая природа — неметалл.

       Относительная атомная масса — Ar (O) = 16                                                              Валентность — II.

Латинское название кислорода   – оксигениум – рождающий кислоты. Так решили назвать этот элемент, так как кислород встречался во многих кислотах, которые были известны к моменту открытия элемента.


Кислород – один из самых распространенных элементов на Земле. 

В атмосфере-21%

В гидросфере-86%

В земной коре (литосфере)-49%

В организме человека-60%

Кислорода в природе ровно столько, сколько всех остальных элементов вместе взятых.

Записываем данные в тетради.


Откуда берется кислород в природе вы уже знаете. В промышленности кислород получают из воздуха, который представляет собой смесь газов.

В лаборатории кислород получают разложением кислородсодержащих веществ.

С одним из способов получения О2 мы уже знакомы.

- Кислород получается при электрическом разложении Н2О.

  2Н2О→2Н2О+О2

Только что мы узнали, что Дж. Пристли получил Опри нагревании оксида ртути II.  

 2НgО→2Нg+О2.

Кислород так же можно получить из пероксида водорода.

 Н2О2= О22

 Кислород – простое вещество. Физические свойства кислорода

Вещество кислород вам хорошо известно. Охарактеризуем  его свойства  

  • Кислород – это газ без цвета, без вкуса, без запаха. (не видим!)

·         Кислород малорастворим в воде. С повышением температуры растворимость газов в воде уменьшается. При 0 С в 100 V воды растворяется 5 V кислорода. При 20 С в 100 V воды растворяется 3 V кислорода. Кислородом, растворённым в воде, дышат все организмы, живущие в ней.

·         ρ = 1, 429 г/л (при 0 С и 1 атм)

·         t кип = – 183 С    t пл = – 219 С

·         При t = – 183 С и атмосферном давлении 101,3 кПа кислород переходит в жидкое состояние.

·         Жидкий кислород – это голубая подвижная жидкость, притягиваемая магнитом.

·         При t = – 219 С кислород затвердевает, образуя синие кристаллы.

·         Кислород немного тяжелее воздуха: 1л кислорода имеет массу  1,43 г, а 1 л воздуха -  1,29.      Мr (кислорода) = 32, Мr (воздуха) = 29.

Химические свойства кислорода изучим пройдя по ссылке


ЗАДАНИЕ запишите в тетради конспект по вопросам плана, используйте учебник, теоретический материал и видеоурок


18.11 Расчеты по химическим формулам. Самостоятельная работа. 

Пройдите    ССЫЛКА

13.11    Относительная плотность газов. Расчеты по химическим формулам.

Здравствуйте ребята!

Продолжаем решать задачи, связанные с расчетами по химическим формулам.

Посмотрите видеоурок   ссылка

Запишите по ходу изложения материала новые формулы и примеры решенных задач.

Чтобы проверить себя пройдите онлайн-тест  по ссылке    

Тест будет доступен для прохождения до 20.00 13.11. Обратите внимание - после этого времени вы уже не сможете отправить мне ответ

11.11

Молярный объем газов. Вычисление объема газа при нормальных условиях.

Здравствуйте ребята!

Продолжаем решать задачи, связанные с расчетами по химическим формулам.

Формулы для расчетов у вас есть в конспекте. Повторите их.

Посмотрите видеофрагмент урока ссылка

Запишите в тетради задачи, которые рассмотрены в видеоуроке.

Решите задачи самостоятельно

Задача 1. Найдите объём азота (N2) количеством 2 моль.

Задача 2. Найдите количество вещества озона (O3) объёмом 67,2 л.                              

Задача 3. Рассчитайте, какой объем при нормальных условиях займет оксид углерода(IV) массой 5,6 г. 

06.11

 Тема урока: «Молярная масса. Вычисления по химической формуле».

Молярная масса. Вычисления по химической формуле

 Здравствуйте ребята!

Продолжаем решать задачи, связанные с расчетами по химическим формулам.

Повторите формулы (урок за  02.10).

Обратитесь к документу  здесь

Используйте видеоурок, чтобы лучше разобраться в решении задач здесь

Д/з Выучите формулы

Решите задачи

1.Какое количество вещества составляет 490 г фосфорной кислоты  Н3РО4? /Ответ: 5 моль./

2.Сколько молекул содержится в 342 г гидроксида бария  Ва(ОН)2 ?


 




Комментариев нет:

Отправить комментарий